Неточные совпадения
Впрочем, обе дамы нельзя сказать чтобы имели в своей натуре потребность наносить неприятность, и вообще в
характерах их ничего не было злого, а так, нечувствительно, в разговоре рождалось само собою маленькое желание кольнуть друг друга; просто одна другой из небольшого наслаждения при случае всунет иное
живое словцо: вот, мол, тебе! на, возьми, съешь!
Чтоб сложиться такому
характеру, может быть, нужны были и такие смешанные элементы, из каких сложился Штольц. Деятели издавна отливались у нас в пять, шесть стереотипных форм, лениво, вполглаза глядя вокруг, прикладывали руку к общественной машине и с дремотой двигали ее по обычной колее, ставя ногу в оставленный предшественником след. Но вот глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие, широкие шаги,
живые голоса… Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!
У него был
живой, игривый ум, наблюдательность и некогда смелые порывы в
характере. Но шестнадцати лет он поступил в гвардию, выучась отлично говорить, писать и петь по-французски и почти не зная русской грамоты. Ему дали отличную квартиру, лошадей, экипаж и тысяч двадцать дохода.
В этой области она обнаружила непреклонность, равную его настойчивости. У ней был
характер, и она упрямо вырабатывала себе из старой, «мертвой» жизни крепкую,
живую жизнь — и была и для него так же, как для Райского, какой-то прекрасной статуей, дышащей самобытною жизнью, живущей своим, не заемным умом, своей гордой волей.
Мне казалось, что любопытство у них не рождается от досуга, как, например, у нас; оно не есть тоже
живая черта
характера, как у французов, не выражает жажды знания, а просто — холодное сознание, что то или другое полезно, а потому и должно быть осмотрено.
Этим объяснялось для Нехлюдова то удивительное явление, что самые кроткие по
характеру люди, неспособные не только причинить, но видеть страданий
живых существ, спокойно готовились к убийствам людей, и все почти признавали в известных случаях убийство, как орудие самозащиты и достижения высшей цели общего блага, законным и справедливым.
Исключительно умозрительное направление совершенно противуположно русскому
характеру, и мы скоро увидим, как русский дух переработал Гегелево учение и как наша
живая натура, несмотря на все пострижения в философские монахи, берет свое.
Ребенок этот был одарен необыкновенными способностями; вечная тишина вокруг него, сосредоточивая его
живой, порывистый
характер, славно помогала его развитию и вместе с тем изощряла необычайно пластическую наблюдательность: глазенки его горели умом и вниманием; пяти лет он умел дразнить намеренно карикатурно всех приходивших к нам с таким комическим тактом, что нельзя было не смеяться.
«Богословие на Западе приняло
характер рассудочной отвлеченности, — в православии оно сохранило внутреннюю целость духа; там развитие сил разума, — здесь стремление к внутреннему,
живому».
У кабатчика Ермошки происходили разговоры другого
характера. Гуманный порыв соскочил с него так же быстро, как и налетел. Хорошие и жалобные слова, как «совесть», «христианская душа», «
живой человек», уже не имели смысла, и обычная холодная жестокость вступила в свои права. Ермошке даже как будто было совестно за свой подвиг, и он старательно избегал всяких разговоров о Кожине. Прежде всего начал вышучивать Ястребов, который нарочно заехал посмеяться над Ермошкой.
В сущности, он и Сенечка представляли почти одну и ту же натуру: та же шаткость основ, то же отсутствие всякой
живой мысли, но, вследствие особенностей
характера и жизненной выдержки, то, что в Сенечке сказывалось прямою, неподкрашенною нелепостью, в Митеньке являлось твердостью
характера, переходившею в холодную и расчетливую злость.
Все эти чувства сообщают его речи
живой и взволнованный
характер, который не может не действовать и на чувствительного судью.
— Очень даже касаются и — кусаются! Человек я, а — не скот!
Характер у меня
живой, глаз — весьма зоркий. Хочется прожить без осуждения людьми, с пользой для них, не зря, хочется уважения к себе и внимания. Что же-с — и святые внимания к себе требовали, вниманием нашим они и святы-с, да…
Локотков был у нас отчаянною головой: он употреблялся в классе для того, чтобы передразнивать учителя-немца или приводить в ярость и неистовство учителя-француза.
Характера он был
живого, предприимчивого и пылкого.
Но заметим, что и в деле науки и литературы за великими личностями всегда сохранялся тот
характер, который мы обозначили выше, — сила естественных,
живых стремлений.
Сами Дикой и Кабанова,
характеры наиболее в genre'e г. Островского, представляют (по счастливому заключению г. Ахшарумова или кого-то другого в этом роде) намеренную утрировку, близкую к пасквилю, и дают нам не
живые лица, а «квинтэссенцию уродств» русской жизни.
Характер у Ильи Макаровича был необыкновенно
живой и непостоянный; легкость в мыслях, как говорил Хлестаков, необыкновенная; ко всему этому скорость, сердечность и доброта безграничная.
Два поколения женщин, из которых одни еще не отжили, а другие только начинали жить; роскошные туалеты первых и легкие девственные уборы вторых; богатый зал и таинственные боковые покои, где нарочно на этот случай привезенные гардеробные служанки производили, по требованиям художника, необходимые перемены в нарядах молодых красавиц, — все это придавало собранию самый
живой и интересный
характер.
Я уверен, что Неуважай-Корыто глубоко презирает и Менандра, и Нескладина, и всех остальных притворщиков. Притворство не в его
характере. Зачем притворяться
живыми, когда мы мертвы и когда нет положения более почтенного, как положение мертвого человека? — так убеждает он своих сопенкоснимателей. И ежели он, за всем тем, якшается с ними, то потому только, что как ни изловчаются они казаться
живыми, все-таки не могут не быть мертвыми.
Когда и как пользоваться этими тремя движениями — зависит от множества условий: от свойств течения реки — куда бьет струя, как стоит боец, какое делает река закругление или поворот, от ранее приобретенной баркой скорости движения и от тех условий движения реки, которые последуют дальше; наконец, от количества и качества той
живой рабочей силы, какой располагает сплавщик в данную минуту, от
характера самой барки и, главное, от
характера самого сплавщика.
Обрадовался Арефа
живому человеку и разболтался, а вершник все слушал и посмеивался. Рассказал Арефа о своих монастырских порядках, о лютом
характере игумена Моисея, о дубинщине и духовных штатах и своем сидении в Усторожье.
Окоемов. Нет, отчего же? Все, что говорили, правда; она и довольно молода, и хороша собой,
характер прелестный,
живой, веселый.
Живая, страстная пылкость и стремительная решительность
характера Петра не допускали его долго останавливаться над теоретическими частностями и составлять хладнокровные, медленные соображения будущих действий и их отдаленных последствий.
Отчего произошло мнение, будто бы типические
характеры в поэзии выставляются гораздо чище и лучше, нежели представляются они в действительной жизни, рассмотрим после; теперь обратим внимание на процесс, посредством которого «создаются»
характеры в поэзии, — он обыкновенно представляется ручательством за большую в сравнении с
живыми лицами типичность этих образов.
Правда, искусству иногда удается безукоризненно сгруппировать фигуры, но напрасно будет оно превозноситься своею чрезвычайно редкою удачею; потому что в действительности никогда не бывает в этом отношении неудачи: в каждой группе
живых людей все держат себя совершенно сообразно 1) сущности сцены, происходящей между ними, 2) сущности собственного своего
характера и 3) условиям обстановки.
Вообще, чем более нам известно о
характере поэта, о его жизни, о лицах, с которыми он сталкивался, тем более видим у него портретов с
живых людей.
«Красота требует законченности
характеров» — и вместо лиц
живых, разнообразных при всей своей типичности, искусство дает неподвижные статуи.
«Красота художественного произведения требует законченности разговоров» — и вместо
живого разговора ведутся искусственные беседы, в которых разговаривающие волею и неволею выказывают свой
характер.
Обыкновенно говорят: «Поэт наблюдает множество
живых индивидуальных личностей; ни одна из них не может служить полным типом; но он замечает, что в каждой из них есть общего, типического; отбрасывая в сторону все частное, соединяет в одно художественное целое разбросанные в различных людях черты и таким образом создает
характер, который может быть назван квинт-эссенциею действительных
характеров».
Много говорят о «законченности», «индивидуальности», «
живой определенности» лиц и
характеров, изображаемых великими поэтами.
Но это происходит вовсе не от того, чтобы не нашлось в действительности достойных натурщиков, а совершенно от другой причины, чаще всего просто от забывчивости или недостаточного знакомства: если в памяти поэта исчезли
живые подробности, осталось только общее, отвлеченное понятие о
характере или поэт знает о типическом лице гораздо менее, нежели нужно для того, чтобы оно было
живым лицом, то поневоле приходится ему самому дополнять общий почерк, оттенять абрис.
Вот и все краткое сказание о жизни и смерти человека, деятельность которого в России не лишена самого
живого интереса и лучше всякого вымышленного направленского романа знакомит нас с
характерами деятелей недавно минувшего, беспокойного и оригинального времени.
Он сделался как-то
живее, даже тверже
характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель.
Причина этому, конечно, заключалась в независимости ее положения, в ее
живом, развязном
характере, а больше всего в кокетстве, к которому она чувствовала чрезмерную наклонность.
Московская публика приняла
живое участие в его заседаниях и начала очень охотно посещать их, потому что они получили менее сухой, ученый
характер, а более чисто литературный, более понятный, доступный людям светским и особенно приятный любителям изящной словесности.
Но я старался доказать Шаховскому, что актеры, играющие главные лица в комедии, весь интерес которой заключается в ярком, выпуклом,
живом изображении людей, потому что эта пиеса
характеров, а не интриги, — такой безжизненной игрой наскучат зрителям.
Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом
живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полной обрисовкой
характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие.
Тартюф, конечно, — вечный тип, Фальстаф — вечный
характер, — но и тот и другой, и многие еще знаменитые подобные им первообразы страстей, пороков и прочее, исчезая сами в тумане старины, почти утратили
живой образ и обратились в идею, в условное понятие, в нарицательное имя порока, и для нас служат уже не
живым уроком, а портретом исторической галереи.
Это — смесь хороших инстинктов с ложью,
живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней
характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Очевидно, Николай сбился с дороги, устал и замерз; но все знали, что это вышло неспроста и не без Селивановой вины. Я узнал об этом через девушек, которых было у нас в комнатах очень много и все они большею частию назывались Аннушками. Была Аннушка большая, Аннушка меньшая, Аннушка рябая и Аннушка круглая, и потом еще Аннушка, по прозванию «Шибаёнок». Эта последняя была у нас в своем роде фельетонистом и репортером. Она по своему
живому и резвому
характеру получила и свою бойкую кличку.
Не говоря уже о
характерах некоторых действующих лиц, большею частью хорошо выдержанных, разнообразных, прекрасно изобретенных, комических положениях, об искусной отделке подробностей, впрочем не всех, главнейшее достоинство сего романа состоит в
живом, верном, драматическом изображении нравов, домашнего быта, местностей, особенностей и природы царства Русского.
Вы начинаете различать под однообразной оболочкой и разные
характеры, и сословия, и профессии — все это выступает, точно очертания
живого ландшафта из-под серого тумана.
— Тот же самый
характер есть у
живой Лины.
Он был очень любим всем обществом, но, к несчастью, имел огромное семейство и притом больную жену, которая собственно родинами и истощена была: у них
живых было семь сыновей и семь дочерей; но что более всего жалко, так это то, что Юлий Карлыч, по доброте своего
характера, никогда и ничего не успел приобресть для своего семейства и потому очень нуждался в средствах.
Это был человек с
живым, острым умом, веселым
характером и с самыми разнообразными и блистательными дарованиями: он был талантливый стихотворец и прозаик, математик и рисовальщик.
В новой повести г. Тургенева мы встречаем другие положения, другие типы, нежели к каким привыкли в его произведениях, прежнего периода. Общественная потребность дела,
живого дела, начало презрения к мертвым, абстрактным принципам и пассивным добродетелям выразилось во всем строе новой повести. Без сомнения, каждый, кто будет читать нашу статью, уже прочитал теперь «Накануне». Поэтому мы вместо рассказа содержания повести представим только коротенький очерк главных ее
характеров.
В романе очень много
живых, хорошо отделанных частностей, герой романа хоть и метит в мелодраму, но по местам выходит недурен,
характер маленькой Нелли обрисован положительно хорошо, очень живо и натурально очеркнут также и
характер старика Ихменева.
Пылкость стремлений сама по себе — вещь весьма похвальная и притом составляет в человеке не что иное, как простой признак
живой молодости, а
характер, как все согласны, не родится с человеком, а приобретается им во время воспитания, установляясь окончательно в последующих треволнениях жизни.
Народ не имел ничего, на чем мог бы остановиться, и вследствие этого, конечно, развилась в нас эта странная беспечность, это отсутствие собственного национального
характера, эта недостаточность
живого патриотизма, которые до сих пор заметны в народе нашем.
Нужно, чтобы роман имел в основании своем какую-нибудь идею, из которой бы развилось все его действие и к осуществлению которой оно все должно быть направлено; нужно, чтобы это развитие действия совершенно свободно и естественно вытекало из одной главной идеи, не раздвояя интереса романа представлением нескольких разнородных пружин; нужно, чтобы в описании всех предметов и событий романа автор художественно воспроизводил действительность, не рабски копируя ее, но и не позволяя себе отдаляться от
живой истины; нужно, наконец, чтобы романические
характеры не только были верны действительности, но — верны самим себе, чтобы они постоянно являлись с своими характеристическими чертами, отличающими одно лицо от другого, словом — чтобы с начала до конца они были бы выдержаны.